«2) Важнейшим отличием культурных злаков (пшеницы, риса и др.) от дикорастущих предков является то, что у первых семена лучше держатся в колосе, а у вторых – очень легко осыпаются. Древние земледельцы просто не доносили до дома (места молотьбы и т.п.) те семена, которые обсыпались в пути, пока люди несли срезанные серпами колосья. Им доставались только те семена, которые лучше держались в колосе. Эти же семена использовались потом для очередного посева. Таким образом, происходил бессознательный отбор растений с неосыпающимися семенами».
Признаться, я страшно завидую Александру Маркову – у меня нет машины времени, а у него безусловно наличествует. Именно благодаря путешествиям в пространственно-временном континууме он узнал все нюансы и секреты труда древних земледельцев. Представьте себе, у людей уже тогда имелись сельхозорудия труда, организация пространства в виде поля, засеянного дикорастущими сортами пшеницы, отдельно стоящего дома или места для молотьбы. Но при этом наши предки были настолько тупы и нерадивы, что даже пальцем не пошевелили, чтобы предотвратить потери зерна по дороге с поля на ток или в амбар. Вообще-то, процесс сбора и обработки зерна включает много достаточно сложных – именно что разумных – нюансов, но сейчас речь лишь о том, что любой хозяин в здравом уме постарается не допустить даже минимальных потерь продукта, давшегося с таким трудом. Впрочем, не мне спорить; Марков это видел собственными глазами из кабины машины времени – сколько раз крестьяне носили охапками с поля на ток срезанные снопы, сколько раз наблюдали, как осыпается зерно по дороге под ноги – и ни разу, имбецилы этакие, не захватили ни холста, ни мешка – так и сыпали зерно в грязь по дороге, так и топтали всегда часть урожая. У них были серпы («срезанные серпами колосья»), но отчего-то не было мешков и корзин. И за ягодами, и за грибами они так же ходили – наберут грибов в охапку, всякие лисички и маслята отвалятся по дороге, зато домой одних белых принесут! Естественный отбор называется. И то ведь – на кой ляд оно, зерно это нужно? Разве можно допустить, что эти люди сами, изначально, с первых же урожаев садились рядком и целенаправленно сортировали партии зерен пшеницы – это на посев, это на муку? Кто же такой разумный человеческий вариант селекции сочтет более правдоподобным, чем марковский?[23].
Автор критики видимо иногда не жил в деревне и никогда не работал серпом и не видел как другие работают, да и вообще не видел как выглядит поле после сбора урожая зерновых. А я вот жил и видел.
Поле после сбора урожая усыпано зерном. Дело в том что в момент срезания (хоть серпом хоть техникой) колоса часть зерна неизбежно осыпается (даже в случае культурных злаковых), и предотвратить это невозможно (полностью предотвращать это слишком затратно по времени, минимизируют же потери тем, что жатва идет не косой, а серпом). Также потери будут пока складываем снопы на поле, а затем запихиваем их скажем в мешок чтобы утащить с поля уже.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3b/Mykola_Pymonenko-Zhnyva.jpg?uselang=ruКроме того следует учесть, что технология жатвы, как и все остальные традиции и технологии вокруг хлеба, возникла не мгновенно, и соответственно был достаточно долгий период, когда КПД жатвы был еще ниже и потери в дороге были значительней.
Так что Марков прав (разве что он не разжевал эту элементарщину), а автор критики - Петросян.