Автор Тема: Геннадий Сарданашвилли: Заметки теорфизика  (Прочитано 32841 раз)

Губанов Сергей Юрьевич

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 590
    • Просмотр профиля
    • Домашняя страница
Только что наткнулся на прикольную книгу:

Геннадий Сарданашвилли
Заметки теорфизика.
http://www.g-sardanashvily.ru/book.html

(драфт версия)
http://www.g-sardanashvily.ru/sard-book.pdf

Эпиграф 1:
Посвящается всем, кто не ушел из науки,
кто остался верен своей юношеской мечте,
потому что без мечты в науку не приходят.

Эпиграф 2:
Человек создан для того, чтобы он создал то,
что не может создать без него природа

О книге

Уже 35  лет  я физик-теоретик  и  пока  сам  делаю  все  свои  работы. В
мои 60 лет это редкость. Но и мне осталось максимум лет пять творческой
жизни. И я подвожу итоги.

Эта книга о науке: чем она занимается, как это делает и почему это ста-
ло  плохо  получаться.  Созданная  человечеством  наука  не  универсальна,
слишком антропоморфна (см. раздел «Тупик гносеологии») и даже в основе
своих  основ — математической  логике и  аксиоматике  теории множеств —
исходит  из  повседневного  опыта  человека —  млекопитающего  из  отряда
приматов  на  третьей  планете  системы желтого  карлика  на  краю  ничем  не
примечательной спиральной галактики. Эта наука сталкивается с кардиналь-
ными  трудностями,  когда  пытается  описать,  например,  квантово-полевые
системы. С такой наукой у человечества нет большого будущего. Тупик! Как
найти выход? Это будет ясно потом, когда выход найдут. Если найдут.
По  своему  научному  мировоззрению  и  менталитету  я —  советский
физик-теоретик. Именно ядерная физика (а с ней попутно физика высоких
энергий  и  теоретическая  физика)  стала  приоритетным  направлением  со-
ветской науки, имевшим важнейшее практическое значение и для обороны,
и для индустрии. Конечно, отечественная математическая школа — мехмат
МГУ — котировалась на самом высоком мировом уровне, но ее достиже-
ния (КАМ теорема и др.) лежали скорее в «сфере чистого разума».
Это  книга  об  отечественной  науке.  Упорно  культивируется  миф,  что
СССР создал великую науку, что у нашей страны «громадный интеллекту-
альный  потенциал»  и т. д. Это  ложь (см. «СССР. Кастрированная  наука»).
Есть институты и университеты,  здания и лаборатории, профессора и ака-
демики, но нет современной науки и современного высшего образования.
У меня есть большая претензия к человечеству. Человечество парази-
тирует на ученых. Эйнштейн жил на одну профессорскую зарплату, а Дар-
вин вообще ничего не получал. «Максвелл дал человечеству больше, чем
все фондовые биржи мира за всю историю их существования» — это сло-
ва Маргарет Тэтчер  в  ее  бытность  премьер-министром Великобритании.
Действительно, весь технический прогресс в XX веке основан на уравне-
ниях  электродинамики Максвелла. А наш министр финансов  заявил,  что
ученые — нахлебники. Знает ли читатель, кто был королем или королевой
Великобритании при Ньютоне, мэром Афин — при Аристотеле или Рим-
ским папой — при Галилее? Греция навсегда останется великой  страной
благодаря десятку творцов: Гомеру, Сократу, Платону… И так же Италия,
Франция, Англия… И Россия — тоже благодаря Толстому, Достоевскому,
Шостаковичу… Но не именами царей, генсеков и президентов.
В науке есть свой уникальный кайф. Научный результат — это истина
навсегда. И как бы смотришь в вечность, и вечность смотрит на тебя. И ты
наравне с Богом, сотворившим мир (если Бог есть), или сам Бог (если Бога
нет).  Правда,  этот  кайф  редок  и  кратковременен.  И  вечность  не  совсем
вечность, а примерно 20 млрд лет до лептонной смерти Вселенной, а то и
всего 2 млрд лет до взрыва нашего Солнца. Это немного огорчает.
Я материалист, но религия — неотъемлемый атрибут всякой разумной
формы жизни. В моей книге Бог — это не «местечковый» бог какой-либо
конкретной религии. Религий на Земле сотни. А в галактике? А в метага-
лактике? В моей книге Бог понимается как трансцендентный абсолют (ес-
ли Бог есть) или идея трансцендентного абсолюта (если Бога нет). Суще-
ствование  или  несуществование  такого  Бога  в  принципе  недоказуемы,  а
следовательно, как ученый-материалист, я должен допускать возможность,
что он есть (см. «О гипотезе Бога»). Впрочем, скоро, возможно, все выяс-
нится. Для  ученого  смерть —  это  заключительный  эксперимент,  что  не-
сколько утешает.

Конечно, эта книга и о себе самом. «Скромность — это достоинство,
когда других достоинств нет», — сказал кто-то из «великих». Первые два
раздела книги («До физфака» и «Физфак. Полувысшее образование») осо-
бенно автобиографичны: «я, я, я…». Не надо, пожалуйста, думать, что ав-
тор столь сильно озабочен собой. Правда, мне с самим собой всегда было
интересно.  Надеюсь,  что  по  прочтении  книги  у  читателя  не  разовьется
комплекс неполноценности.

Вопреки моде в книге нет ничего о сексе. Об этом, пожалуйста, к ка-
кому-нибудь дворовому коту. Мужчина, который очень носится с этой сво-
ей штукой, смешон. Таких штук на Земле около 3 млрд, не считая кроли-
ков, уже упомянутых котов и др. Например, некую нашу путешественницу
очень впечатлили гениталии слона, ведь, как известно, «слоны в диковин-
ку у нас». Хотя и любовь без секса — это что-то убогое (при всем уваже-
нии к Данте и Петрарке). Хочется не только восхищаться женщиной, но и
потрогать ее, и…. Если же мужчина самоутверждается с женщиной, он —
слабак. Мужчина  должен  утверждаться  в  деле.  Впрочем,  у женщин,  по-
видимому,  иное  мнение,  ибо  самые «мужчинистые»  мужчины:  гомеров-
ский Менелай, библейский царь Давид, евангельский Ирод Великий, рим-
ский император Август, наш Петр Первый и даже Наполеон, как известно,
были  в  пренебрежении  у  своих жен,  причем  самых  ими  любимых. Мне
это близко. Я тоже в пренебрежении у своего кота.

Примечание.  По  всей  книге  если  написано,  например, «50-е  годы»,
имеются в виду 50-е годы XX века. Мне все еще странно писать: «В 70-е го-
ды прошлого века я занимался…». Неужели я такой патриарх?
Благодарность. Я хочу поблагодарить Сергея Пищикова, мужа моей
старшей  дочери  Лены,  который («старик  должен  поспешить!»)  побудил
меня написать эту книгу, и Лену — за «щадящее» редактирование.

Губанов Сергей Юрьевич

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 590
    • Просмотр профиля
    • Домашняя страница
Re: Геннадий Сарданашвилли: Заметки теорфизика
« Ответ #1 : Январь 15, 2013, 08:55:47 pm »
Оглавление:

Энциклопедическая справка....................................  18
Книги ... 19
Главные статьи....................................................................................... 20
Мое кредо .........................................................................................  22
Глава 1. До физфака .......................................................................  26
Глава 2. Физфак. Полувысшее образование..............................  36
Глава 3. Сами боги..........................................................................  52
Глава 4. СССР. Кастрированная наука.......................................  65
Спиноза по-советски ............................................................................. 68
Наука под эгидой Марса ....................................................................... 71
Вертикаль Академии ............................................................................. 81
Наука с партбилетом.............................................................................. 87
Исход в никуда ....................................................................................... 91
Глава 5. Тупик гносеологии..........................................................  93
Философия ни о чем.............................................................................. 94
Иллюзия материи................................................................................... 98
Смысл жизни — в самом ее существовании....................................... 99
Биология сознания................................................................................. 102
Человеческая математика...................................................................... 110
Узкие рамки науки................................................................................. 116
Глава 6. О гипотезе Бога................................................................ 118
Глава 7. О Д. Д. Иваненко ............................................................. 122
Научная биография................................................................................ 122
Личность (мнение ученика) .................................................................. 127
Список научных публикаций (1974–2009 гг .) ............................ 140
Книги ... 140
Статьи (неполный список) .................................................................... 141
Статьи в arXiv (Los Alamos National Laboratory, USA)....................... 148

ddn

  • Jr. Member
  • **
  • Сообщений: 59
    • Просмотр профиля
Re: Геннадий Сарданашвилли: Заметки теорфизика
« Ответ #2 : Январь 15, 2013, 09:28:36 pm »
Оглавление:
...
Глава 7. О Д. Д. Иваненко ............................................................. 122
Научная биография................................................................................ 122
Личность (мнение ученика) .................................................................. 127
"Прячьте черновики, Иваненко идет!"

valexey_u

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 3013
    • Просмотр профиля
Re: Геннадий Сарданашвилли: Заметки теорфизика
« Ответ #3 : Январь 15, 2013, 09:39:24 pm »
Спасибо. Буду читать.

Но вообще следует читать с поправкой на возраст - чем старее, тем меньше оптимизма и тем мрачнее краски. Похоже это обусловлено физиологически.
Y = λf.(λx.f (x x)) (λx.f (x x))

ddn

  • Jr. Member
  • **
  • Сообщений: 59
    • Просмотр профиля
Re: Геннадий Сарданашвилли: Заметки теорфизика
« Ответ #4 : Январь 15, 2013, 10:37:37 pm »
Цитата: Геннадий Сарданашвилли
В советские годы Дмитрий Дмитриевич тщательно скрывал свою ре-
лигиозность: ездил в Загорск подальше от случайных и неслучайных глаз;
если в храме хотел приклонить колено, то, по словам его жены Риммы Ан-
тоновны, делал вид, что завязывает шнурок. Она открылась в 90-е, хотя он
ее опять же никак не афишировал. Как вспоминает Римма Антоновна,
Д. Д. очень радовался, когда увидел по телевизору снос памятника Дзер-
жинскому: «Все-таки пережил эту власть!» — а потом у него началась ис-
терика — это нахлынули много лет подавляемые ужас и унижение ареста,
лагерей, Большого страха.
Как и его отец, Д. Д. Иваненко умер в канун Нового года. Его пред-
смертными словами были: «А все-таки я победил!»

Цитата: Геннадий Сарданашвилли
Говорят, что в конце 80-х – начале 90-х из страны уехали тысячи са-
мых талантливых отечественных ученых. Это неверно. Отечественная нау-
ка уже давно (с 70-х годов) была бесталанна и бесплодна.
Цитата: Геннадий Сарданашвилли
В заключение подмывает «высветиться» о науке в сегодняшней России.
Но удержусь: о почившей — или хорошо (а это не тот случай), или ничего.
Как я писал, моя жена Аида работает в одном из исследовательских
институтов Онкологического центра на Каширке. Если выходишь из метро
«Каширская» по ходу поезда из центра, в глаза сразу бросается большая
вывеска «Банкетный зал Джон Сильвер» на стене их старого эксперимен-
тального корпуса. А рядом — бывшие мастерские (стеклодувная и пр.), в
которых сейчас магазины. Это маленький символ большого позорища
российской науки.
Нет, это символ победы господ Иваненковых.

Valery

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 101
    • Просмотр профиля
Re: Геннадий Сарданашвилли: Заметки теорфизика
« Ответ #5 : Январь 16, 2013, 03:08:27 am »
Спасибо. Буду читать.

Но вообще следует читать с поправкой на возраст - чем старее, тем меньше оптимизма и тем мрачнее краски. Похоже это обусловлено физиологически.
Не делайте поспешных выводов... :)
Я в 60 практически такой же розовый оптимист, как и в 20... :)
А там, где не оптимист - все равно не пессимист, просто опыт жизни уже... :)

valexey_u

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 3013
    • Просмотр профиля
Re: Геннадий Сарданашвилли: Заметки теорфизика
« Ответ #6 : Январь 16, 2013, 03:17:39 am »
Спасибо. Буду читать.

Но вообще следует читать с поправкой на возраст - чем старее, тем меньше оптимизма и тем мрачнее краски. Похоже это обусловлено физиологически.
Не делайте поспешных выводов... :)
Я в 60 практически такой же розовый оптимист, как и в 20... :)
А там, где не оптимист - все равно не пессимист, просто опыт жизни уже... :)
Оу! Поздравляю, значит ты сейчас много бОльший оптимист чем был в 20 лет :-)
Ну, либо условия обитания стали лучше (например питание).
Y = λf.(λx.f (x x)) (λx.f (x x))

Valery

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 101
    • Просмотр профиля
Re: Геннадий Сарданашвилли: Заметки теорфизика
« Ответ #7 : Январь 16, 2013, 03:25:27 am »
Ну, со студентами ж каждый день... :)
А на отрицаловку стараюсь внимания не обращать... :)
Иначе - жить невозможно... :))

Valery

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 101
    • Просмотр профиля
Re: Геннадий Сарданашвилли: Заметки теорфизика
« Ответ #8 : Январь 16, 2013, 03:26:28 am »
Вот вроде не драфт: http://www.g-sardanashvily.ru/sard-book.pdf

valexey_u

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 3013
    • Просмотр профиля
Re: Геннадий Сарданашвилли: Заметки теорфизика
« Ответ #9 : Январь 16, 2013, 03:28:53 am »
Дочитал до 55 страницы пока. Ну, что я могу сказать - те проблемы теорфизики, глобальные, о которых он говорит (конвенциональная истина) - это всего лишь отдаление теорфизики, и, особенно, математической физики от естественных наук. И приближение к математике. А как говорит Антаков С.М. - математика, наука гуманитарная :-)

Насколько я понимаю либо уже произошел если не раскол, то расслоение в рядах теорфизиков, либо вскоре произойдет (возможно это само деление на математических и теор физиков и есть раскол?). Скажем Ф.В.Ткачев, как мне кажется, ярый сторонник естественнонаучности и противник всяческих не обоснованных (не подтверждаемых экспериментально, не фальсифицируемых) математических игрищ в физике.

Я, пожалуй, тоже за естественнонаучный подход.
Y = λf.(λx.f (x x)) (λx.f (x x))

valexey_u

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 3013
    • Просмотр профиля
Re: Геннадий Сарданашвилли: Заметки теорфизика
« Ответ #10 : Январь 16, 2013, 03:31:23 am »
Ну, со студентами ж каждый день... :)
А на отрицаловку стараюсь внимания не обращать... :)
Иначе - жить невозможно... :))
Да, это реально молодит. Мне конечно сложно судить, ведь мне пока только 31, но, по моему, даже я ощущаю себя значительно моложе когда общаюсь с компанией (и в компании) студентов.
Y = λf.(λx.f (x x)) (λx.f (x x))

alexus

  • Гость
Re: Геннадий Сарданашвилли: Заметки теорфизика
« Ответ #11 : Январь 16, 2013, 03:49:18 am »
В науке есть свой уникальный кайф. Научный результат — это истина навсегда. И как бы смотришь в вечность, и вечность смотрит на тебя. И ты наравне с Богом, сотворившим мир (если Бог есть), или сам Бог (если Бога нет).  Правда,  этот  кайф  редок  и  кратковременен.
Наивно... хрупко и нежно... Человек, верящий в мечту... Научный результат давно уже не имеет ничего общего с Истиной... Рационалисты вытравили из науки эти "химеры" (вместе с мечтами). Истина постигается, но она не покупается и не продаётся, а потому не только бесполезна, но и вредна... современной науке.
В вечность смотрят не "как бы"... в неё смотрят не отрываясь, это завораживает сразу и навсегда. От этого невозможно уйти, даже... когда не смотришь... Потом приходит осознание, что мы неотделимы от Вечности, она - часть нас, и мы - её часть (как два пересечённых множества). И мы - Абсолют, который пытается осознать сам себя... изнутри. Осознание приходит через действие, действие приводит к осознанию. Не пытаясь создать Абсолют, Абсолют не может себя познать. Мы сегодняшние (то есть, настоящие) - этап этой фантасмагории реальности.
"Кайф" не редок и кратковременен... это состояние может продолжаться сколь угодно долго... мы сами его начинаем и сами же заканчиваем... Когда-то в начале-середине 90-х (тогда память ещё была свежа) я использовал такую метафору... представьте, что человек мечтал о... колбасе... просто придти домой с большим куском колбасы... голодно было... И вот этот человек попадает в некое место, где всяких разных колбас... очень много... и не только колбас... Но человек изголодался и он хватает знакомую ему палку колбасы и бросается к выходу (а вдруг это только мираж, вдруг всё исчезнет, так же внезапно, как и появилось). Нет, никто не гонит человека... можно долго ходить, любоваться, пробовать... но он спешит домой... поделиться радостью... и... у него был только миг, и только эта палка колбасы. И для него "кайф" редок и кратковременен... Точно также учёный ищет решение... и... вдруг... он его видит, нет, не додумывается мозгами, а просто видит... и ему бы не торопиться, успокоиться и насладиться... но желание поделиться с коллегами... воскликнуть: "Я сумел! Эврика!!!"... слишком велико... это бремя, тяжкое бремя... только потом понимаешь, что это и есть сущность греха... вторая половина нашего Я.

valexey_u

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 3013
    • Просмотр профиля
Re: Геннадий Сарданашвилли: Заметки теорфизика
« Ответ #12 : Январь 16, 2013, 04:01:45 am »
Когда-то в начале-середине 90-х (тогда память ещё была свежа) я использовал такую метафору... представьте, что человек мечтал о... колбасе... просто придти домой с большим куском колбасы... голодно было... И вот этот человек попадает в некое место, где всяких разных колбас... очень много... и не только колбас... Но человек изголодался и он хватает знакомую ему палку колбасы и бросается к выходу (а вдруг это только мираж, вдруг всё исчезнет, так же внезапно, как и появилось). Нет, никто не гонит человека... можно долго ходить, любоваться, пробовать... но он спешит домой... поделиться радостью... и... у него был только миг, и только эта палка колбасы. И для него "кайф" редок и кратковременен... Точно также учёный ищет решение... и... вдруг... он его видит, нет, не додумывается мозгами, а просто видит... и ему бы не торопиться, успокоиться и насладиться... но желание поделиться с коллегами... воскликнуть: "Я сумел! Эврика!!!"... слишком велико... это бремя, тяжкое бремя... только потом понимаешь, что это и есть сущность греха... вторая половина нашего Я.
Не выйдет вечного кайфа. Мозг автоматически снижает число дофаминовых рецепторов, так что любой кайф (вне зависимости от его источника) конечен.
Y = λf.(λx.f (x x)) (λx.f (x x))

alexus

  • Гость
Re: Геннадий Сарданашвилли: Заметки теорфизика
« Ответ #13 : Январь 16, 2013, 04:10:30 am »
Когда-то в начале-середине 90-х (тогда память ещё была свежа) я использовал такую метафору... представьте, что человек мечтал о... колбасе... просто придти домой с большим куском колбасы... голодно было... И вот этот человек попадает в некое место, где всяких разных колбас... очень много... и не только колбас... Но человек изголодался и он хватает знакомую ему палку колбасы и бросается к выходу (а вдруг это только мираж, вдруг всё исчезнет, так же внезапно, как и появилось). Нет, никто не гонит человека... можно долго ходить, любоваться, пробовать... но он спешит домой... поделиться радостью... и... у него был только миг, и только эта палка колбасы. И для него "кайф" редок и кратковременен... Точно также учёный ищет решение... и... вдруг... он его видит, нет, не додумывается мозгами, а просто видит... и ему бы не торопиться, успокоиться и насладиться... но желание поделиться с коллегами... воскликнуть: "Я сумел! Эврика!!!"... слишком велико... это бремя, тяжкое бремя... только потом понимаешь, что это и есть сущность греха... вторая половина нашего Я.
Не выйдет вечного кайфа. Мозг автоматически снижает число дофаминовых рецепторов, так что любой кайф (вне зависимости от его источника) конечен.
Понятие "мозг" к тому, о чём шла речь... неприменимо. Это выдумка рационалистов, что мы "думаем мозгами"... Собственно, понятие вечности не имеет смысла при конечности жизни... "Мозги" умерли - жизнь закончилась... даже, если биологическое существование продолжается (в виде "овоща"), оно уже не осознаётся, а значит не существует... для "овоща"...
Поэтому говорить о вечном с тем, кто ощущает себя конечным... непродуктивно...

valexey_u

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 3013
    • Просмотр профиля
Re: Геннадий Сарданашвилли: Заметки теорфизика
« Ответ #14 : Январь 16, 2013, 04:19:35 am »
Собственно, понятие вечности не имеет смысла при конечности жизни... "Мозги" умерли - жизнь закончилась... даже, если биологическое существование продолжается (в виде "овоща"), оно уже не осознаётся, а значит не существует... для "овоща"...
Поэтому говорить о вечном с тем, кто ощущает себя конечным... непродуктивно...

Согласен.
Y = λf.(λx.f (x x)) (λx.f (x x))