[09:46:46] <ada_ru> (Максим)  отвечает (I_vlxy_I) на <Плохо только что эти…>
Там даже какой-то iso образ выложен для object ada, только лень качать
[10:56:31] <ada_ru> (Gourytch) https://habr.com/ru/news/t/473152/
Ухблин!
[10:59:12] <ada_ru> (Gourytch) но 10 Вт... это неслабо... 2A при 5В
[11:34:09] <ada_ru> (I_vlxy_I)  отвечает (Gourytch) на <но 10 Вт... это несл…>
Это прототип. Правильнее сказать - собрали, а не выпустили.
[11:35:25] <ada_ru> (I_vlxy_I) Оно как создавалось в лабе, так оттуда пока никуда и не «выпустилось». Это ок процесс, но это и не релиз.
[11:35:28] <ada_ru> (Gourytch)  отвечает (I_vlxy_I) на <Это прототип. Правил…>
ну да, прототип. но уже обнадёживает, что и до бытового сектора эльбрусы добраться могут.
[11:36:16] <ada_ru> (I_vlxy_I) Ну и поэтому ещё даже порядок цен не известен.
[11:39:01] <ada_ru> (I_vlxy_I) Кстати, как вам такая идея ранжирования языков: какой язык где побывал и как далеко летал?

Языки покоряющие космос :-)
[11:39:30] <ada_ru> (I_vlxy_I) Я вот точно знаю, что С++ был (и есть) как минимум на марсе.
[11:40:12] <ada_ru> (Gourytch) я думаю что вояжеров не переплюнуть.
[11:40:52] <ada_ru> (I_vlxy_I)  отвечает (Gourytch) на <я думаю что вояжеров…>
Согласен. Но для каждого из языков составить перечень и куда дальше всего они забирались было бы любопытно.
[11:41:51] <ada_ru> (I_vlxy_I) Лисп вот тоже вполне себе космический путешественник, насколько я помню.
[11:42:30] <ada_ru> (I_vlxy_I) Причём, в каком то смысле, он болен полноценно путешествует нежели c++.
[11:43:16] <ada_ru> (Gourytch) https://www.allaboutcircuits.com/news/voyager-mission-anniversary-computers-command-data-attitude-control/

The original software for the Voyager probes was written using Fortran 5 then ported to Fortran 77, and today there is some porting in C. Low-level, light-weight software is increasingly important as the probes move farther and farther away from Earth and communication becomes slower.
[11:43:37] <ada_ru> (Gourytch) так что фортран вне досягаемости )
[11:45:16] <ada_ru> (I_vlxy_I) И немножко Си :-)
[11:46:54] <ada_ru> (Gourytch) вообще надо запускать не просто с обновляемым софтом, но с системой сборки и переработки компонент.
придумали более эффективный вариант микросхем - передали по лучу - на борту пересобрали - поставили - протестировали - запустили. нашли глюк в существующем железе - собрали дубль - протестили - заменили - протестили№2
[11:47:08] <ada_ru> (Gourytch)  отвечает (I_vlxy_I) на <И немножко Си :-)>
porting не ported =)
[11:48:56] <ada_ru> (Gourytch) вообще это внушает. по сравнению с вояжерами обновить софт в дата-центре на другой стороне "шарика" - это просто как за другой стол пересесть =)
[11:50:52] <ada_ru> (Gourytch) интересно, насколько в вояжерах быстрее время идёт?
[12:02:49] <ada_ru> (I_vlxy_I) Интересно, Ада летала дальше орбиты вокруг земли?
[13:53:41] <ada_ru> (I_vlxy_I) "In late 1985, NASA announced that the language of choice for the upcoming Space Station project would be Ada. Commissioned by the Department of Defense in the late 1970s to serve as a standard for all contractor software development, Ada includes real-time constructs pioneered by HAL such as task blocks, scheduling, and common data. The announcement made NASA the first nonmilitary agency to use Ada. Ada was adopted because commercial compilers were available and because the DoD's insistence on its use meant that it would be around for a long time. It appears that HAL will be phased out, destined to join the hundreds of other dead computer languages."
[13:58:15] <ada_ru> (I_vlxy_I) https://www.quora.com/Does-NASA-use-Ada
[13:58:29] <ada_ru> (I_vlxy_I) "Nevertheless, most of the flight software for the ISS and some of the simulations were written in Ada and are continued to be maintained.

The Ada mandate is no longer in force, so new development in is usually not in Ada."
[14:22:27] <ada_ru> (Vinpuh)  отвечает (I_vlxy_I) на <"Nevertheless, most …>
Ада нинужна?
[14:22:59] <ada_ru> (I_vlxy_I) зависит от того, кому и зачем
[14:23:11] <ada_ru> (I_vlxy_I) в каждом конкретном случае нужно решать индивидуально
[14:23:23] <ada_ru> (I_vlxy_I) нужна ли она мне на практике - я пока не знаю. нужен эксперимент 🙂
[14:24:05] <ada_ru> (Vinpuh)  отвечает (I_vlxy_I) на <зависит от того, ком…>
The Ada mandate is no longer in force, so new development in is usually not in Ada. Если космосу не особа нужна тоооо.....
[14:25:28] <ada_ru> (I_vlxy_I) ну, евроаэрокосмос вроде как юзает спарк и аду
[14:26:11] <ada_ru> (I_vlxy_I) в том числе и новые проекты
[14:26:48] <ada_ru> (I_vlxy_I) а в основном Ада в аэрокосмосе меньше юзается потому, что Ада вне аэрокосмоса считай не используется вовсе
[14:27:02] <ada_ru> (I_vlxy_I) грубо говоря, больше бы Аду юзали для игр - больше бы в космосе юзали Аду
[14:29:30] <ada_ru> (Vinpuh) А как ее юзать вне железяк если из всех тулзов бесплатный 1, и на большинство вещей нужно делать велосипеды. Вот как на аде писать современную игру, она может в Вулкан, DirectX?
[14:32:53] <ada_ru> (I_vlxy_I) дык биндинг к сям делается на раз
[14:33:14] <ada_ru> (I_vlxy_I) с вулканом проблем вообще не будет, а комом Ада вроде как-то дружит, то есть с прямымХ тоже проблем быть не должно
[14:33:22] <ada_ru> (I_vlxy_I) биндинг к SDL2 - есть
[14:34:05] <ada_ru> (I_vlxy_I)  отвечает (Vinpuh) на <А как ее юзать вне ж…>
для Ады есть gcc, для плюсов, долгое время, тоже был только gcc. Не вижу особой разницы.
[14:34:14] <ada_ru> (I_vlxy_I) теперь для плюсов есть еще clang
[14:35:08] <ada_ru> (I_vlxy_I) у какого-нибудь раста тоже только один бесплатный тул
[14:35:35] <ada_ru> (I_vlxy_I) а вот коммерческих, с поддержкой, если что - вовсе нуль у раста
[14:37:32] <ada_ru> (Vinpuh)  отвечает (I_vlxy_I) на <а вот коммерческих, …>
Так у раста сообщество, для игр его поддерждки более чем. Про тулы, кто изх к Ада будет делать?
[14:37:53] <ada_ru> (I_vlxy_I) Дык а сообщество для игор для раста ведь не сразу целиком родилось, правда? 🙂
[14:38:36] <ada_ru> (I_vlxy_I) Давай определимся - что ты под тулами прямо сейчас подразумеваешь? Пример приведи плз. А то, кажется, я что-то иное под этим понимаю.
[14:38:46] <ada_ru> (I_vlxy_I) c этого может случиться мисандерстендинг
[15:16:56] <ada_ru> (I_vlxy_I) для того, кто хочет коммерческую гамесу сделать, в том числе и инди, естественно ни Ада ни Раст прямо сейчас не годны. Намного лучше взять UE4 какой-нибудь и на нем делать игру. Можно обойтись без программистов вовсе.
[15:17:40] <ada_ru> (I_vlxy_I) Если хочется некоммерческую игру и получить фана от процесса - можно взять раст - там есть достаточное колличество полуфабрикатов.
[15:18:14] <ada_ru> (I_vlxy_I) Если хочется написать двигло самому, или там разобраться как что работает, то можно взять и Аду.
[15:18:34] <ada_ru> (I_vlxy_I) Насколько хороша Ада или Раст именно для игр именно как язык - я не знаю. Экспериментальных данных нет.
[15:22:36] <ada_ru> (I_vlxy_I) ну, то есть пока в плане данных вывод однозначный - раст точно медленнее чем с++

но это даже в играх не всегда критично, если компенсируется другими плюшками.
[15:22:47] <ada_ru> (I_vlxy_I) (например производительность программиста)
[15:55:49] <ada_ru> (Vinpuh) Для массового геймдева, я имею ввиду для начала, что бы при вопросе, а есть у вас для вулкана, звучал ответ не то что это делается легко, а вот нате есть 2 штуки. Плюс чтобы было что-то типа как libgdx для джабы. А для Раст хотябы что-то есть https://habr.com/ru/post/303976/
[16:47:38] <ada_ru> (I_vlxy_I) для массового геймдева нужен Юнити или UE4
[16:48:06] <ada_ru> (I_vlxy_I) я ж вроде описал три стадии игор 🙂
[16:48:48] <ada_ru> (I_vlxy_I) anyway, вот тебе вулкан: https://github.com/joakim-strandberg/vulkan
[16:48:56] <ada_ru> (I_vlxy_I) и два https://github.com/Lucretia/adavulkan
[16:51:28] <ada_ru> (I_vlxy_I) @Vinpuh но это не сильно облегчит жизнь. я думаю
[16:51:35] <ada_ru> (I_vlxy_I) если тебе именно игру делать
[16:56:17] <ada_ru> (I_vlxy_I) нужно хотя бы полуготовое двигло, типа вот этого хотя бы https://github.com/AdaDoom3/AdaDoom3
[16:56:50] <ada_ru> (I_vlxy_I) у раста, как я понимаю, на перу шагов дальше это всё + cargo, который позволяет быстренько это дело всё стянуть и скомпоновать/попробовать
[16:57:20] <ada_ru> (I_vlxy_I) вулкановый бэкенд там тоже вроде как есть, кстати
[18:39:03] <ada_ru> (Максим)  отвечает (I_vlxy_I) на <Интересно, Ада летал…>
04.06.2003 На днях стартовала европейская автоматическая экспедиция к Марсу Mars Express. Среди компонент космической станции пять сделано в России. Большая часть ПО функционирующего на станции написано на Аде. Например, спускаемый аппарат Beagle 2 использует Ада 95 Ravenscar профайл. В силу строгих ограничений на массу и размер, аппарат не имеет дублирующих устройств. Вместо этого сделан упор на надежное, устойчивое к сбоям ПО.
[18:39:32] <ada_ru> (I_vlxy_I)  отвечает (Максим) на <04.06.2003 На днях с…>
Круто!
[18:39:50] <ada_ru> (I_vlxy_I) Европейцы похоже любят Аду.
[18:40:11] <ada_ru> (Максим) Разбился Beagle 2 🙁
[18:44:35] <ada_ru> (I_vlxy_I) Ууупс...
[18:49:11] <ada_ru> (I_vlxy_I) Надо составить полный список космических миссий с Адой на борту!
[18:58:29] <ada_ru> (I_vlxy_I)  отвечает (Максим) на <Разбился Beagle 2 🙁>
А из за чего?
[19:02:42] <ada_ru> (Максим) Да я не в курсе
[19:16:32] <ada_ru> (Oleg) Так он же вроде «почти целый»?
[19:19:04] <ada_ru> (iserged)  отвечает (I_vlxy_I) на <А из за чего?>
Изза ады же!
[19:30:18] <ada_ru> (I_vlxy_I) The images suggest that it landed safely, but two of the spacecraft's four solar panels failed to deploy, blocking the spacecraft's communications antenna.
[19:31:55] <ada_ru> (Максим)  отвечает (I_vlxy_I) на <Надо составить полны…>
Я не знаю, где брать такую инфу. Периодически проскакивают статейки, но как-то не сильно достоверно.
[19:32:21] <ada_ru> (Максим) Не то, что достоверно, а не полно скорее
[19:32:26] <ada_ru> (Максим) https://blog.adacore.com/ten-years-of-using-spark-to-build-cubesat-nano-satellites-with-students
[19:36:00] <ada_ru> (I_vlxy_I) Надо идти по всем миссиям и выяснять на чем софт писался
[21:14:56] <ada_ru> (Eugene)  отвечает (Максим) на <Разбился Beagle 2 🙁>
"Аппарат успешно сел на Марс, но не вышел на связь и был обнаружен только через 12 лет."
[21:21:01] <ada_ru> (Eugene) https://twitter.com/jfbastien/status/1186680238463340544
[21:37:36] <ada_ru> (I_vlxy_I)  отвечает (Eugene) на <https://twitter.com/…>
Поэтому Ада всегда будет медленней!